Ткачев Денис Сергеевич, 3р Песчанная, 4у Пыжа Бия

Река ИК Маслянинского района

Новосибирской области.

Состав участников:
Ткачев Денис Сергеевич, 3р Песчанная, 4у Пыжа - Бия.
Сроки проведения:
Поход проводился во время весеннего паводка, 5 - 10 мая 1999 г.
Уровень воды:
В момент начала пешей части на всем Салаирском кряже был пик паводка. Однако, на третий день похода вода начала спадать, хотя медленно.
Снаряжение:
1. Надувной катамаран, длина 2,2 м.

2. Весла байдарочные.

3. Каска хоккейная

4. Спасжилет пробковый, 8 л.

5. Гидрокостюм из ткани типа "дождь"

6. Палатка одноместная капроновая.

7. Одежда, спальник и т. п.

8. Рацион: рис, пеммикан, соль, чай.

Описание района путешествия.
Река Ик полностью протекает по Салаирскому Кряжу. Рельеф - невысокие, сильно разрушенные горы. Район, северо-восточнее притока Аштак, покрыт пихтовой тайгой с примесью осины и березы. В тайге ранее велась активная заготовка леса, чем обусловлено наличие огромного количества дорог, образующих настоящий лабиринт. В нижнем течении Ика и вдоль Берди преобладают сосновые боры и типичная среднесибирская лесостепь.

Река может быть разделена на 5 участков:

Участок 1: выше урочища Смирновского. Средний уклон - около 1,5 м/км. Вопрос о том, откуда именно можно начинать сплав, остается открытым, так как свидетельств о прохождении туристами этого участка нет.

Участок 2, "петля": от урочища Смирновского до р. Аштак. По всей видимости, это ключевой участок реки. В середине "петли" есть двухкилометровый участок с падением 5 м/км. По имеющимся сведениям, сплав сильно осложнен завалами.

Участок 3: от р. Аштак (п. 7, здесь и далее смотри карту в конце отчета) до входа в каньон (п. 8). Здесь Ик имеет равнинный характер, течет в меандрах.

Участок 4: каньон (п. 8 - с. Новооседово). Падение 2,5 м/км. Река в широком каньоне, петляет от одной стенки к другой.

Участок 5: с. Новососедово - р. Бердь. Ик снова приобретает равнинный характер, течение очень слабое.

Я планировал начать сплав от урочища Майвино (см. двухкилометровку Маслянинского района), но обломился, по причинам, описанным ниже.

Описание подходов.
Переезд до Маслянино не не представляет затруднений и имеет много вариантов:

1. Автобусом с автовокзала или из Бердска. Лучше покупать билеты на автовокзале. За час до автобуса места, как правило, еще есть. Из Бердска ехать дешевле, но в этом случае билеты надо брать заранее. С автобусом - как повезет: может попасться раздолбанный ПАЗик, а может - комфортабельный экскурсионный Лаз, причем никакой закономерности в их чередовании не наблюдается. В первом случае можно утешаться тем, что билеты будут несколько дешевле: 32 рубля, включая багаж. На Лазе - около 40 руб. (цены июня 1999 г, здесь и дальше). Вся дорога занимает около 3,5 час, с 10-минутными остановками в Искитиме и Черепаново. Расписание утренних автобусов с автовокзала: 7.15, 11.30, 12.30.

2. Электричкой до Черепаново, где пересесть на автобус (оттуда до Маслянино, кроме новосибирских автобусов, идут 2 своих, оба утром).

3. Опять же, электричкой до Черепаново, где нанять частника (на привокзальной площади желающие подвезти стоят толпой). Естественно, этот вариант значительно дороже, но быстрее и комфортабельнее (можно избежать пересадки в Маслянино).

Из Маслянино нужно ехать в направлении деревни Верх-Ики. Здесь можно поиметь проблеммы: автобусы ходят не каждый день. У меня расписание было следующим: 16.30 в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Вроде бы, оно держалось уже полгода, но никто не сказал, что его не могут поменять. На автовокзале также можно нанять частника. Билет на автобус надо брать до деревни Большой Изырак.
Описание активной части.
день 1. Я ехал до Маслянино автобусом 11.30 от автовокзала, там прождал час и выехал на Б. Изырак. В Маслянино встретил охотника, который предупредил меня о лабиринте дорог и сказал, что покажет мне, где выйти из автобуса. Я планировал идти по дороге, начинающейся на горке сразу после Б. Изырака, отмеченной на двухкилометровке (п. 1). При рассмотрении на местности эта дорога не показалась мне заслуживающей доверия, тем более, что вышеупомянутый охотник сказал, что высаживаться еще не пора. В результате, вылез я на следующем отвороте, не обозначенном на карте, на следующей горке (после долины ручья Едонква, п. 2), напутствуемый охотником: “Держись самой проторенной дороги - так хоть куда-нибудь выйдешь, а то как бы вашим тебя искать не пришлось”. Это было первой большой ошибкой - по карте я теперь мог ориентироваться только относительно рельефа, который, как оказалось, отмечен весьма неточно.

Тайга началась через 3 км после отворота. Здесь же начались проблеммы, связанные с таянием снега. В лесостепной зоне снег уже давно сошел и грязь почти высохла. В тайге же лежали сугробы, причем чем выше, тем их было больше (в долинах снег был только на северных склонах). Это сочеталось с температурой воздуха около +200С. В результате, по дорогам, представляющим собой чередование длинных пологих (но, тем не менее, высоких) подъемов и спусков, текли потоки. Вверху они не доставляли больших неприятностей, но в понижниях достаточно часто приходилось серьезно задумываться о том, как через них перебраться. Идти постоянно приходилось по глубокой грязи, которая на возвышениях дополнялась мокрыми сугробами по колено глубиной.

В первый день я дошел до развилки дороги и на ней заночевал (п. 3).
день 2. Оба отворота оказались одинаково проторенными. Я сделал разведку. Оказалось, что один из них идет вдоль долины Аштака по левому гребню. Вероятно, по нему можно попасть до стрелки. То, что я иду не совсем куда надо, мне в тот момент было уже ясно, но, тем не менее, я все-таки решил попытаться вернуться на нужное направление и пошел по другому отвороту. До поры до времени рельеф соответствовал карте, и дорога вела куда надо. Однако, скоро я пришел на следующую развилку. Здесь я совершил вторую ошибку, выбрав неправильный (левый) отворот. Пройдя по нему 5 км я обнаружил, что рельеф не соответствует карте, и привязываться к нему я больше не могу. Кроме того, дорога начала ветвиться почем зря. Радовало то, что по одному из вариантов пути совсем недавно прошел мужик на коне и собака (остались следы). На очередной развилке я снял рюкзак и пошел разведывать отвороты. На это ушло пол-дня. Единственное, чего я достиг - вывалился в долину не обозначенного на карте таежного ручья (п. 4), причем с правого берега, чего уж никак не мог ожидать (уж не Аштак ли это был? – наверняка, нет). По долине прохода не было. Я вернулся назад и принял решение идти по следу коня. Через час пролезания по грязи и постоянного форсирования потока на дороге я вышел на мост через Аштак, который был залит водой. Тем не менее, мне удалось через него перебраться и не намокнуть – слава болотникам. На правом берегу стояла пасека (п. 5), там был конь, но собака и хозяин находились в отсутствии.

Я поставил лагерь и пошел осматривать окрестности. Аштак оказался не сплавной: при достаточном количестве воды и большом уклоне (не менее 10 м/км) через каждые 50 м. непроходы из-за кустов и завалов. Вдоль долины шла дорога. Другая дорога шла куда-то наверх. Времени на ее разведку у меня не было. Пока я ходил, конь с пасеки исчез, зато появилась собака, слава Богу, не злая.

Ночью начался сильный ветер.
день 3. За ночь не пасеке ничего не изменилось. Я приготовил рис с пеммиканом, но, так как есть хотелось не сильно, накрыл его спасжилетом, поставил сверху котел и пошел разведывать отворот, ведущий наверх. Ветер поменял характер: стал дуть порывами, но зато эти порывы на моих глазах 2 раза валили здоровенные пихты. Через час я свалился в какую-то долину (с левого берега), по которой тек очередной поток.(п. 6). Попытался пройти вдоль него, но это не получилось (не за долго до меня там прошел лось. Но я решил с ним не тягаться – он по болоту ходит гораздо круче). После этого я вернулся назад. Вернувшись, обнаружил пропажу двух вещей: собаки на пасеке и риса в котле, причем спасжилет и второй котел стояли так же, как я их оставил. Я съел пеммикана, на всякий случай положил его в клапан рюкзака, застегнул, и пошел по дороге вдоль Аштака. Это был единственный оставшийся вариант: время было на исходе, и передо мной стояла альтернатива - либо выбираться по Аштаку, либо идти на выход, обломившись со сплавом.

Дорога быстро кончилась. Однако, долина оказалась проходимой, хотя и с трудом. Есть 3 бома, в конце долины. 2 из них обходятся по верху (первый и последний). По среднему бому приходится лезть с риском улететь в Аштак, который в этом случае смоет, как в канализации (проход по самому низу). Тем не менее, все проходимо. В 17.30 я оказался, наконец, на берегу р. Ик, потеряв “петлю”, в том месте (п. 7), куда элементарно можно попасть, пройдя 7 км по лесостепной дороге без какого-либо лабиринта (выход же с этого места, в моем случае, был проблемматичен, так как пришлось бы форсировать Аштак). Покурив, я пошел назад. Когда пришел, обнаружил следующую картину: все так же, как я оставил, только нет пеммикана. Тут я разозлился, залез на пасеку и уволок оттуда 1,5 кружки меда, которым и питался вечером и утром. Из своей еды у меня остался рис, чай и соль.

день 4. Ночью ветром унесло полиэтилен, причем найти я его не смог. Подкрепившись медом, я одел рюкзак и двинулся по Аштаку. Путь до Ика проделал неожиданно быстро: едва ли не быстрее, чем вчера налегке. Вода в Аштаке упала на полметра, из-за чего проход по второму бому сильно облегчился. В 14.15 я вышел в долину Ика. Если пройти вдоль скалы на правом берегу Аштака и потом повернуть вдоль нее вверх по Ику, на косогоре справа сразу же станет виден березняк, как будто специально посаженный для строительства рам. Рубка заняла у меня не более получаса. Продолины я ошкурил полностью, поперечены - только в местах соединения с продолинами (для ночевки там место очень плохое, а время уже поджимало). Окончил строительство в 17.25. Долина Ика в этом месте очень широкая (кстати: при попадании в нее появляется полное впечатление, что ты находишься в горах, которое до того у меня отсутствовало, поскольку горы как таковые на Салаирском кряже расположены островками (например, район Пихтового гребня), ни на один из которых я не набредал). В долине есть множество небольших пойменных озер, вода в которых есть только в период таяния снега. На одном из таких озер я испытал и подкорректировал конструкцию катамарана, а также поучился с ним управляться. Маневренность “единички” превзошла все мои ожидания, однако, сразу стал заметен недостаток: трудности с мощным ходом вперед/назад. Поплавав по озеру около 20 минут, я перетащился на берег Ика и, в 18.20, начал сплав.

Первые 10 минут Ик представлет из себя версию Буготака, только побыстрее и значительно шире. Кусты есть, иногда посередине реки, но их не особенно много. Зачалиться, тем не менее, можно далеко не везде. Долина, на время, сильно расширяется. Затем появляется первая шивера (валики до 30 см, но очень быстрое течение, а по берегам - небольшие расчески). Сразу за ней - еще две, последняя кончается разделением на 2 равноценные протоки, я шел по левой, что в правой - не знаю. В этом месте долина сужается, к реке подступают высокие скалы. С чалками сложно. Через некоторое время на левом повороте - большое улово, в этом месте к реке подходит проселок, справа начинается высокая и живописная скальная стенка (п. 8). Здесь я остановился на ночлег. В этом месте, как и везде вдоль реки, дрова в избытке можно найти в кустах. Погода испортилась, пока я ставил лагерь и готовил рис (которого с трудом запихал в себя 4 ложки - пеммикан ушел) и чай, пришлось мокнуть под дождем. Сухой одежды осталось исключительно мало - только запас на экстренный случай. К тому же, уныние вызывало отсутствие полиэтилена на палатке. В крайнем случае, я знал, что могу выйти с маршрута в Верх - Иках, до которых напрямую было не более 8 км, но делать это очень не хотелось.

Дождь шел по худшему варианту - всю ночь, то усиливаясь, то ослабевая. Оказалось, что палатка не промокает. Ночью было тепло, на рассвете прояснилось и похолодало до -5 ... -70С.
день 5. Встал в 9.00, пожевал вчерашний рис, сел и поплыл. Река течет в меандрах, по бокам долины - невысокие, но очень живописные горы. Везде скальные стенки. Расстояние до Верх-Иков, вычисленное по карте, весьма обманчиво. По реке - в 3 раза больше, так как меандры злостные, к тому же, течение слабое. С кустами особых проблемм нет. Была одна непроходимая расческа, после левого поворота, которую пришлось обносить по правому берегу (длина обноса - около 300 м. по полю, так как по берегам - непролазные кусты). Ориентиров нет. В Верх - Иках я был лишь спустя 3 часа. Далее, на протяжении примерно 1,5 час. характер реки не меняется. Есть еще одна нехорошая расческа, от которой я еле увернулся.

Вход в каньон очень постепенный: долина медленно сужается, горы на ее краях становятся выше, и, наконец, на правом повороте, под скалой на левом берегу появляется первая шивера (п. 9).

В этом месте Ик начинает проявлять свою силу. Характер реки таков: через каждые 200 - 300 метров Ик делает резкий поворот, упираясь в скалу. На всех поворотах - препятствия. Сначала это несложные шиверы, похожие на перекаты, но с валами до 0,5 м. Далее увеличивается падение, и шиверы превращаются в связки порог - шивера. Пороги - перекатного типа, но достаточно мощные (валы до 1 м.), и осложнены расческами, причем скорость иногда превышает 15 км/час, так что времени на раздумья нет. Примерно в середине каньона есть место, где нужна разведка: после прямого участка Ик делает левый поворот, после которого начинается единственная в каньоне шивера без скальных стенок. Шивера кончается на 25 м. выше резкого правого поворота под левой скалой, на котором расположена очередная связка шивера - порог. Чалиться можно до первой шиверы или на ней. После поворота у меня была нехорошая расческа, причем со склона нависало еще одно дерево, грозившее перегородить всю реку. Сразу после этого, после резкого левого поворота - самый мощный порог в каньоне. Падение около 2 м. на 25 м. длины, хаотичные валы, дальше - как обычно, шивера. Идется сходу.

Далее долина начинает расширяться, прогоны между препятствиями становятся длиннее, и, наконец, примерно 45 мин. спустя, после правого притока (Мал. Ик), река выходит из каньона. Сразу же на правом берегу начинается село Новососедово. Село хорошо видно с воды, центр находится недалеко от реки на правом берегу. Оттуда, когда дорога сухая, ходят автобусы до Искитима (в мае дорога не сухая, так что автобусов не было). Течение резко замедляется, опять появляются меандры, хотя менее злые, чем раньше. После Новососедово на реке есть максимум 3 переката (возможно, у меня сказался подпор перед Бердью, так как в ней было исключительно много воды вследствие прорыва плотины в Переборе). Сплав до Берди занял около 2 час. Места живописные, но речка скучная.

Бердь течет очень быстро, но на ней можно ложиться и засыпать. Через 2 часа сплава появляется село Медведково. Это не Легостаево! Разбираться там не следует. Я заночевал в сосновом лесу немного ниже села, перед правым поворотом. Было холодно, грязно и противно.
день 6. Наутро оказалось, что я стоял на выходе лесной дороги, перед летним бродом (вчера это было незаметно, так как было темно). Рис я жевать не стал, а пошел налегке вдоль этой дороги. Пройдя 2 км. вышел на асфальтированную трассу. По ней как раз ехал конь с телегой, в которой сидели пьяные мужики (дело происходило утром 10 мая). Из разговора с ними выяснилось, что до моста в Легостаево по дороге около 2,5 км. Я пошел назад, сел на катамаран и поплыл дальше. После правого поворота - абсолютно прямой и спокойный участок до самого моста (40 минут сплава). Знаменитый Легостаевский порог, по всей видимости, где - то ниже. Сразу за мостом я разобрался, помог каким - то ребятам стащить на воду моторку, на которой они уехали вверх по течению, и пошел на автобус. Он в 11 часов. В автобусе я обнаружил, что меня укусил клещ, единственный за весь поход, причем в самом неподходящем месте. Чтобы его вытащить, мне пришлось стопорить автобус и выбегать за остоновку. Как оказалось позже, клещ был не зараженный. В обед я был в Искитиме, откуда выбрался на электричке в 16.30. Контроллеров не было.
Выводы и рекомендации. Река, даже в том варианте, как ходил я, представляет собой великолепную двойку, очень красивую и достаточно сложную. В варианте с “петлей” маршрут является двойкой сложной (2 с элементами 3 - 4 к. с.). При желании идти по первому варианту, сплав логично начинать в В.-Иках. Во втором случае, заезжать надо через Тогучинский район (до с. Староугутово, а дальше пешком около 20 км., но там есть броды, сильно осложняющие ситуацию). В любом случае, маршрут стоит того, чтобы туда ходить. Очень жалко, что невозможна связка с Шипунихой . Aвтобус из Легостаево переезжает Шипуниху на 8 км. выше Ургуна. Там есть еще не пройденный, по всей видимости, порог. Дело в том, что у рек слишком сильно различаются периоды паводка, а иначе как в паводок Шипуниха не ходима, а Ик покрыт льдом. Если бы сия связка была возможна, оценить ее можно было бы никак не меньше 3 к. с.